Двор и декор: жэк-арт в российских регионах на примере города Нытва Пермского края




Теоретическое введение: не улица, а двор.


Стрит-арт до сих пор понимают как некий обобщенный образ, состоящий в основном из стереотипов.

Возможно теперь человек, рисующий на улице – уже не вандал, в уме обывателя, но тогда неизменно Художник, близкий к таким понятиям как красота, вдохновение, мастерство. Это творческий одиночка или небольшая команда единомышленников, но уж точно не пожилой мужчина в свитере или бабушка в платке.

И само собой под уличным искусством вы скорее представите монументальную роспись, чем нечто малозаметное.



Однако за этими стереотипами очень легко проглядеть многогранность уличного творчества, в котором иногда интересна и полная противоположность ожидаемому.

Одна из таких вещей – это то, что получило в России ироничное название – ЖЭК-арт.

Хотя в большинстве случаев его стоило бы назвать ТСЖ-арт, ТОС-арт или проще дворовый декор.

Но мы все-таки остановимся на понятии жэк-арт, т.к. оно уже устоялось в отечественной речи. В целом под жэк-артом стоит понимать все множество творческих попыток облагоустроить городское пространство, сделанных самовольно обычными гражданами или работниками жилищно-коммунальных служб.


В каком-то смысле стрит-арт и двор-арт – два крайних полюса.

В одном – молодежь, осваивающая первым делом краску, мел, царапины; в другом – пожилые люди, привыкшие что-то делать руками (отсюда главное направление: декор и малая архитектурная форма).

В стрит-арте – полная анонимность, часто нелегальность и ярко выраженный смысловой план. Напротив, украшающие двор – хорошо известны местным жителям и обычно уважаемы, работают они в рамках установленных правил и с первого взгляда ориентированы скорее на внешнюю сторону вещей.

Там, где стрит-райтер борется скорее с пустотой коммуникации, народный декоратор – с серостью и однообразием среды.

В то же время стоит отметить, что художники «уличной волны», особенно работающие в области скульптуры, часто черпают вдохновение в жэк-арте.



р-н Солнечный г. Нытва


Двор – это не улица, потому что в него тесно вплетена логика «свое-чужое», вместо нейтральной публичности улиц.

Двор – вообще очень интересное понятие, говорящее о специфике отечественной урбанизации. В современной России это своеобразная (интуитивно понятная) смысловая единица для разметки пространства, регулирующая многие аспекты поведения.

В небольших городах до сих пор ощутимы принадлежность к двору и возможность столкнуться с недружелюбным вопросом «что забыл в нашем дворе?».

Подобный максимализм характерен подросткам, у взрослых он выглядит более сглаженным – это может выражаться в стремлении к огораживанию или (что для нас очень интересно) в неявной конкуренции в благоустройстве двора с соседними.


И все же жэк-арт кое-что сильно роднит со стрит-артом, главным образом – желание определенной реализации своих нужд, хотя творческая самореализация здесь и не всегда на первом плане.

Общение с людьми, делающими подобное творчество, показывает, что главным мотивом остается желание приручить и как-то очеловечить ближайшее пространство.

В еще большей степени это касается тех, кто живет в «частном секторе», т.е. в своих отдельных домах на земле и имеет небольшое подворье.


Подобный мотив в какой-то момент становится еще более ощутимым в силу всем понятных факторов:


– однообразие и серость типовой архитектуры (прежде всего советского периода с его экономией на декоре зданий), которое особо досаждает людям, переехавшим из деревни;


– бездействие властей в вопросе благоустройства районов;


– пример других дворов, где проведены ремонт и украшение территории.



г. Нытва


Впрочем, иногда таким фактором становится и внешне спровоцированная конкуренция – муниципальные конкурсы на лучшее оформление дворовой зоны.

Или небольшие руководства в изданиях для садоводов, предлагающих попробовать украсить свою территорию своими силами.

Так в итоге и появляется импровизированная клумба, рисунок на своем гараже или лебедь, вырезанный из покрышки. А затем что-то еще, и что-то еще, и что-то еще.

Иногда человек оказывается на столько увлечен этим, что несет свое творчество за пределы двора, провоцируя и других на изменения.

В ряде случаев жэк-арт – это смешанное творение, в котором участвуют жители и дворники/делающие ремонт (например, роспись трансформаторных будок и подстанций, детских площадок).



г. Нытва


Любопытно, что отечественный жэк-арт очень узнаваем и совершенно не похож ни на западный китч (например, те же садовые гномы), ни на изделия DIY-культуры, распространенной в англоязычных странах (DIY – сокращение от do it yourself, т.е. «сделай сам»).

В первую очередь отечественное «сделай сам» отличается простотой и предельной экономией материалов – почти буквально: сделано «из спичек и желудей». В ход идут прежде всего: автошины, пластиковые бутылки, детские игрушки, обрезки труб, старые пни или стволы деревьев, металлические ёмкости (ведра, бочки, ванны и т.п.).

Отдельно выделим и такой материал – как старые, разрушающиеся скульптуры (с детских площадок или публичных пространств, вроде парков, аллей и т.д.) как советского периода, так и уже новые, но некачественные.


Во вторую очередь, в т.ч. в силу экономии, сама эстетика этих произведений весьма неказиста, если вообще ее там можно увидеть.

Создают их обычно любители, а иногда и совсем неготовые к этому люди (работники ЖЭУ). Некоторые «произведения» настолько плохи с точки зрения приятности глазу, что скорее напоминают об инфернальных образах, театре абсурда или мрачной достоевщине.

Однако многие именно за это по-своему ценят и интересуются жэк-артом. Это тот самый случай, когда настолько плохо, что уже хорошо.

Впрочем, не стоит возводить это в правило, т.к. иногда данная деятельность открывает настоящих самородков, способных из любых подручных средств создать нечто удивительное. Например, когда специалист по резьбе по дереву превращает поломанные ветром стволы в удивительные скульптуры.



р-н Солнечный г. Нытва


Как бы ни выглядел народный жэк-арт, для его понимания стоит вспомнить о различии между дизайном и декором.

Декор – это прежде всего работа с объектом, цель которой улучшение общего вида. Или еще проще: декор – это украшение вещи или украшение чего-либо вещью.

В то время как дизайн – это работа по организации пространства, попытка создать место/фон, в котором элементы будут выглядеть иначе (например, передавать сообщение, что особенно характерно для айдентики).

Более того, дизайн в отличие от декора способен уйти от шаблона или сугубо личного вкуса и задаться вопросом о том, на кого и с каким эффектом он рассчитан.

В Европе декор широко распространился, когда людям надоели и стали неприятны голые стены в интерьерах.

Любопытно, что в нашей стране определенное неудобство обывателю доставляют пустые дворы и подворья.


В целом несложно заметить, что главная проблема жэк-арта, который иногда называют фолк-дизайн (народный дизайн) – это то, что он так и остается локальным декором, почти никогда не выходя на уровень дизайна среды.

Именно поэтому он так часто оставляет впечатление одновременно наивное и подкупающее (и даже сентиментальное подобно китчу), вместе с тем – аляповатое, неуместное, не вписывающееся в общий контекст.

В любом случае это очень интересное и живое явление, в котором можно прочитать значимые элементы национальной психологии и ценностной картины мира.



п-т Ленина г. Нытва


 Анализ конкретного примера: свой клочок земли.


Обратимся к примеру города Нытва, расположенного недалеко от Перми.

Анализ регионального жэк-арта, как нам кажется, позволит увидеть некоторый культурный срез этого явления.

Несмотря на то, что это город, в котором проживает всего около 18 тысяч человек, нам удалось обнаружить и изучить более четырех десятков примеров самостоятельных примеров благоустройства личной или дворовой территории.

Увы, исследований этого феномена в России пока раз-два и обчелся, поэтому полученные данные удастся сравнить лишь с частными наблюдениями в разных городах и небольшой статьей Антона Мэйка, сделанного в рамках исследовательского семинара в РГГУ.



Территория ЦРБ г. Нытва


Первое что бросается в глаза при анализе такого материала – повторяемость тем, техник и образов.

Самый частый пример жэк-арта в Нытве, как и в других городах – это небольшая группа объектов, которые расположены недалеко от входа в дом или в ограду, что повторяет украшение официальных учреждений. Только вместо чугунных или каменных львов – лебеди из покрышек или имитация других растений/животных, а вместо разбитого цветника – простенькие клумбы из шин или бытовых емкостей.

Комбинируя несколько автошин и пластиковые бутылки, люди создают слонов, лягушек, черепах, ежей, непонятных круглых существ с лицами, а также пальмы и лепестковые конструкции – цветок или солнце (зависит от раскраски).

Причем, по форме и способу создания все эти лебеди, пальмы, цветы довольно схожи, в том числе если сравнивать с примерами других городов (Москва, Пермь, Новосибирск, Барнаул и др.).

Это объясняется не только одинаковым выбором материалов, но и вероятно, общим источником технологии – например, руководствами в интернете или изданиях для садоводов.



г. Нытва


Иногда встречаются любопытные композиции или целые ансамбли: например, клумба с фигурой лошадки и телегой (довольно частый прием декора цветника в Европе).

Некоторые такие композиции существуют только для украшения, другие – продуманы и с функциональной стороны. Например, серия вкопанных в землю шин, изображающая то ли змею, то ли червячка, очевидно пригодна в качестве сидений.

Не нуждается в пояснении функция таких объектов как самодельные кормушки для птиц, почтовые ящики, имитации разных транспортных средств для детской площадки (все они сделаны своими руками и дополнительно украшены).



р-н Солнечный г. Нытва


Довольно занятным является пример небольших камней, раскрашенных под божьих коровок: на деле это внутри-дворовая подставка для мангала и других горячих предметов.

Вероятно, в некоторых случаях жэк-арт используется и в качестве разметки пространства – это может быть яркая раскраска (с лицами или дополнительными объектами) труб, водяных баков/колонок или отметки на деревьях возле лесных тропинок.



г. Нытва


В этом плане жэк-арт неминуемо пересекается с практикой партизанинга.

Партизанинг – это современное явление, существующее на стыке стрит-арта и общественного активизма, чья суть заключается в самостоятельной перепланировке/переделке городского пространства для более удобного существования. В основном он характерен крупным западным мегаполисам.

Однако стоит отметить, что партизанинг – обычно несанкционированная деятельность небольшой группы (например, развешивание собственных знаков и табличек, для ориентирования в городе), жэк-арт – напротив, чаще всего происходит в рамках правил или не нуждается в разрешении.



Более того, партизанинг нацелен на дизайн, декор его не интересует (разве что эргономичность – т.е. удобство для глаза или пользования).

В силу этого «городские партизаны» – часто противники устаревшего, обветшавшего, потерявшего функцию, а вот среди симпатизирующих жэк-арту и создающих его в отношении дворовых скульптур и элементов преобладает стремление сохранить и приукрасить (порой даже то, что уже отслужило).

Это хорошо заметно в попытках реставрации разрушающихся старых фигур с детских площадок.



г. Нытва


В гораздо меньшем объеме, чем в больших городах, видим мы использование мягких игрушек.

Обычно они помещаются на заборах и деревьях.

Немного и рисунков на гаражах или росписи стен домов. В целом тематика изображений и композиций нейтральная – природа, животные, дружелюбные «существа», кое-где присутствует патриотическая символика (российский флаг) и отзвуки военной темы (фигура часового у калитки, небольшая пушка у ворот).



г. Нытва


Еще одна тематическая группа, тесно пересекающаяся с клумбами и «стражами» – это то, что можно назвать «идолами».

Антон Польский (Мэйк) в своем исследовании жэк-арта районов Москвы и Московской области, назвал эту группу «храмы души», подразумевая под этим квази-религиозность подобных объектов.

Здесь действительно уместно понятие «тотем» – особенно в том, как обычно оформлены обрезанные деревья, коряги, пни, столбы, обломки деревьев.

Откуда же возникает у современного человека эта странная попытка создавать импровизированные «тотемы», «капища», «часовенки» и т.п.?



Народная тропа здоровья г. Нытва


По своему характеру жэк-арт очень близок детской психологии, хотя его делают взрослые и отнюдь не всегда специально для детей.

И базовый прием освоения окружающего мира жэк-арта особенно хорошо это показывает: прием сей прост – нарисовать лицо, улыбающуюся рожицу на каком-либо предмете. Кроме того, психология детей (да и многих взрослых) содержит в себе много элементов магического мышления, например, в форме суеверий, личный примет (многие из которых связаны с местом).

Так что очеловечивание и заполнение среды – в общем-то аналог заговаривания неизвестного/непонятного в магии и анимизме. И в этом корни также неудобства от пустоты.



г. Нытва


Стоит также заметить, что определенный бытовой анимизм вообще присущ отечественному краеведению (все эти рассказы про места, камни, деревья, пропитанные историей), поэтому не удивительна буквализация в попытках воплотить в художественном объекте самой идеи ценности «своей» территории.

В конечном счете, жэк-арт в массе своей и выполняет главным образом две ключевые функции: украшение и воплощение в объектах определенных индивидуальных или коллективных чувств, главным из которых является привязанность к месту (от локального двора или «малой Родины» до всей страны и шире).

И здесь важно понимать, что объекты привязанности и заботы в нашем сознании всегда нуждаются в определенной защите. У нас это, к сожалению, иногда слишком актуально из-за того, что многие решения по оформлению и планировке городов принимаются только «сверху».

Все это в итоге и оформляется порой в немного наивную попытку сакрализации места, в т.ч. посредством квази-религиозных или просто красивых объектов (что психологически понятно: разрушать чужой труд не всегда легко, особенно если он очевиден).



ТЦ А-Центр г. Нытва


Отдельную группу составляют снежные скульптуры и композиции, которые в наших широтах украшают разные территории едва ли не половину года.

Вполне ожидаемо, что тематически они связаны с Новым годом (елка, снеговик, дед мороз, животное нового года).

От просто снежных построек детворы их отличает обилие дополнительных элементов: покраска фигуры, пуговицы, головной убор, метла, мишура и т.п.

А от настоящей снежной скульптуры жэк-арт отличает технология создания: снег не утрамбовывается и затем режется инструментом, и фигура просто лепится из скатанных шаров или при помощи вспомогательной формы.



г. Нытва


В целом даже поверхностный анализ позволяет увидеть сходство многих объектов как для разных регионов страны, так и для районов одного города.

Истоки этого лежат на поверхности: общие технологии, но и общие смыслы.

И при более детальном изучении мы видим, что местная эстетика повторяет символы и акценты, подтверждая идею о том, что жэк-арт – поистине народное явление.



Народная тропа здоровья г. Нытва


В России представления о Родине и месте традиционно формируются вокруг больших исторических событий и культурных явлений масштаба всей страны, что хорошо заметно в отечественной системе воспитания.

Так, например, у нас больший уклон в школьной программе сделан на природоведение, а не краеведение, в последнем же акцент всегда будет сделан на единую историю страны.

Для сравнения американские школы в своих довольно скромных краеведческих программах делают больший акцент на историю и природу своего штата или даже округа.

Устоявшаяся у нас модель, вероятно не только более адекватна национальной психологии, но и во многом помогает воспроизводить ее в поколениях.

Именно поэтому самодеятельный декор дворов, детских площадок и приусадебных участков в своем развитии стремится превратиться из простого украшения или знака присутствия (хозяина) в объекты, выражающие привязанность и любовь – к дому и природе, к своей большой и малой Родине.


Жэк-арт – это как раз тот случай, в котором стоит видеть не только внешнюю оболочку, но и суть.

Эстетика может быть неказистой, но куда как важнее сам факт самоорганизации жителей.

Объединяясь и предпринимая усилия по благоустройству своего пространства, люди как раз показывают, что им не все равно, что у них есть и свои запросы, и некоторая ответственность за происходящее вокруг. И подобное безусловно стоит поддерживать.



 

Оставить комментарий